вторник, 15 июля 2014 г.

Случайно разбили товар в супермаркете? Что нужно знать, чтобы не переплачивать



Несколько дней назад моя подруга столкнулась с такой ситуацией. Зашла в супермаркет купить продуктов. Выбирала томатную пасту  (в стеклянной банке) и взяла банку, стоявшую на уровне ее глаз с самого края. И соседняя банка упала и разбилась. При этом подруга, не специально это сделав (а видимо из-за неправильной расстановки товара), почувствовала себя жутко виноватой. А так как она человек очень добросовестный, ее совесть даже не дала ей минутку подумать, и она заплатила за товар. Выслушав ее, я все-таки решила разобраться, кто же все –таки прав и нужно ли платить за случайно разбитый товар в супермаркете?

Кто виноват?

Итак. Если вы, делая покупки в магазине, случайно разбили товар, не спешите за него платить!
Давайте разберемся, кто же виноват?
Помните: у вас как у покупателя есть свои права. Статья 323 Гражданского Кодекса Украины (далее ГКУ) гласит « Риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом» .
 В то же время, п.2 ст 668 ГКУ разъясняет, что покупатель несет риски с момента заключения договора купли-продажи.
Т.е. до момента совершения Вами покупки (оплаты на кассе) товар считается собственностью магазина и платить за случайно испорченный товар Вы не обязаны.
Не забывайте, что наше законодательство основано на презумпции невиновности:  Вы не виновны, пока Ваша вина не доказана (ст.62 Конституции Украины).
Но необходимо также посмотреть и с другой стороны. Если Вы намеренно причинили вред, то будете оплачивать в полной мере (ст. 1166 ГКУ)

Виновен покупатель:

 - если вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили(При неосторожном поведении человек не нарушает чужие права намеренно, однако не проявляет достаточной заботливости и осмотрительности, а потому не может предвидеть, к каким последствиям его действия могут привести. К примеру, взяли в одну руку три бутылки и не удержали); 

 - если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.); 

 - если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со всего размаху кинули бутылку об стену); 

      В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме; после оплаты этот товар становится вашей собственностью.

Виновен магазин:

- если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»; 

 - если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись; 

 - если товар разбился, упав с ленты на кассе; 

 - если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара; 

      В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

Что нужно делать, если администрация вынуждает заплатить?

В любом случае, Вы всегда можете добровольно оплатить разбитый товар (если действительно виноваты или считаете, что так правильней). Однако, если Вы не виноваты, а администрация магазина просто-таки заставляет Вас заплатить, тогда читайте внимательно!
Единственный способ заставить Вас оплатить разбитый товар – в судебном порядке магазин должен доказать, что Вы нанесли ущерб умышленно.

1.Требуйте доказательств!
Потребуйте от администрации супермаркета предоставить доказательства того, что именно Вы виновны в повреждении товара. Это могут быть видеозаписи с камер видеонаблюдения, показания свидетелей.

2. Условия хранения!
 Если поврежденный вами товар хранился в ненадлежащих условиях (на полках, не защищенных специальным бортиком, в проходах между рядами и т.д.), укажите на этот факт.

3. Защита прав потребителя!
 Напомните администрации магазина, что в Законе Украины «О защите прав потребителей» в п.2 ст.17 сказано, что «Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента». Разбитый товар не является вашим выбором.

4. Не платите на месте!
Если приведенные вами аргументы не убедили охранников магазина, объясните, что отказываетесь платить штраф на месте (может, вы не рассчитывали на дополнительные затраты, у вас с собой нет денег). Скажите, что такие выплаты совершаются исключительно через суд, да и то, в том случае, если будет доказана ваша вина.

5. Составьте акт!
Если администрация все же настаивает на том, чтобы вы заплатили за поврежденный товар, потребуйте составления акта об инциденте. Куда уже будут записаны и показания свидетелей, и ваши, и администрации. Поясните, что только на основании этого акта и через суд будете оплачивать штраф.

6. Охрана не имеет права задерживать вас!
Если администрация продолжает на вас давить (завела в комнату охраны, отказывается выпускать из помещения супермаркета, требует оставить свои документы) следует вспомнить о пунктах 1,4 и 5 статьи 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», в которых говорится о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. Согласно закону охрана супермаркета не имеет права задерживать вас, ограничивать вашу свободу. Объясните, что это уже им грозит судебными или уголовными разбирательствами.

Если после всех этих доводов вас все же продолжаю принуждать платить за поврежденный товар и отказываются составлять акт и фиксировать ситуацию на месте, звоните в местное управление по вопросам защиты прав потребителей (контакты районных в г. Киеве Обществ защиты потребителя http://www.consumerinfo.org.ua/must_know/quality/detail.php?ID=6923 )

ТЕЛЕФОНЫ РАЙОННЫХ ОБЩЕСТВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ в г.КИЕВЕ


Голосеевский
287-26-24; 287-42-97
Дарницкий
564-99-34
Деснянский
546-50-87
Днепровский
559-58-00
Оболонский
419-03-22
Печерский
280-21-28
Подольский
425-77-60
Святошинский
424-25-12
Соломенский
207-39-31
Шевченковский
235-12-31


Вы не обязаны платить за разбитый товар, тем более, если не виновны в его повреждении.

Не стесняйтесь отстаивать свои права!

Материал подготовила
Илона Шустова, юрисконсульт,





Комментариев нет:

Отправить комментарий